Зайцев Николай Яковлевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 8709
Орден Ленина № 54983
Зайцев Николай Яковлевич – командир звена 996-го штурмового авиационного полка (224-я штурмовая авиационная дивизия, 8-й штурмовой авиационный корпус, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт), старший лейтенант.
Родился 25 марта* 1923 года в селе Крупки Оршанского уезда Витебской губернии (ныне город Минской области, Белоруссия). Белорус. В 1940 году окончил 9 классов школы. В марте-августе 1941 года прошёл обучение в 121-й учебной авиаэскадрилье ГВФ (города Гомель и Актюбинск).
В армии с августа 1941 года. В сентябре 1943 года окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков (город Оренбург). В сентябре-октябре 1943 – лётчик 2-й учебно-тренировочной авиационной эскадрильи (город Дмитров Московской области). С октября 1943 года служил лётчиком и старшим лётчиком в штурмовом авиаполку, находившемуся в тылу на доукомплектовании (в посёлке Михнево Московской области).
Участник Великой Отечественной войны: в феврале 1944 – мае 1945 – старший лётчик и командир звена 996-го штурмового авиационного полка (1-й и 4-й Украинские фронты). Участвовал в Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Западно-Карпатской, Моравско-Остравской и Пражской операциях. За время войны совершил 185 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 (из них 140 – на штурмовку живой силы и техники противника), в 12 воздушных боях сбил 2 самолёта противника.
За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года старшему лейтенанту Зайцеву Николаю Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны продолжал службу в ВВС заместителем командиров авиаэскадрилий в штурмовом и истребительном авиаполках (в Львовском и Прикарпатском военных округах). В 1950 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы ВВС. Служил командиром авиаэскадрильи истребительного авиаполка (в Белорусском и Северном военных округах).
С апреля 1953 года служил в морской авиации командиром авиаэскадрильи истребительного авиаполка, заместителем начальника штаба истребительной авиадивизии по командному пункту и начальником штаба истребительного авиаполка (ВВС Северного флота). Освоил реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17. В 1958 году окончил академические курсы при Военно-морской академии. Продолжал служить начальником штаба истребительного авиаполка (ВВС Северного флота). С июня 1960 года подполковник Н.Я.Зайцев – в запасе.
В 1966 году окончил Белорусский государственный университет. Работал учителем в школе в Минске, с 1967 года – преподавателем на кафедре философии Белорусского государственного университета.
Жил в Минске. Умер 18 февраля 2012 года. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище в Минске.
Полковник (1975), военный лётчик 1-го класса (1954), кандидат философских наук (1982), доцент (1983). Награждён орденом Ленина (29.06.1945), 3 орденами Красного Знамени (30.10.1944; 22.12.1944; 17.05.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (16.02.1945; 11.03.1985), 3 орденами Красной Звезды (17.04.1944; ……1954; 30.12.1956), белорусским орденом «За службу Родине» 3-й степени (15.04.1999), медалями, иностранными наградами. Почётный гражданин Крупского района (2007).
Примечание: Эта дата указана в автобиографии из личного дела Героя. В двухтомнике «Герои Советского Союза» указана дата рождения 10 марта, на надгробном памятнике – 28 марта.
Из воспоминаний Героя:
У меня с детства была единственная мечта — стать лётчиком. Неподалеку от Крупок находился полигон, где зенитчики учились стрелять по воздушным целям. И как услышу шум Р-5 или «поликарпова» - сразу на крышу дома. За самолётами, как за голубями, наблюдал.
Аэроклуб в Минске находился на улице Энгельса, рядом с парком Горького. Я эти места до сих пор называю лётной терминологией: ИПМ - исходный пункт маршрута. За месяц до нападения Германии меня направили в Гомель на учебные полеты. Там я впервые поднялся в небо. Ощущение было неописуемое - хотелось петь и кричать от счастья. Сверху все на земле такое маленькое: домики, машины, речушки... Тогда и в мыслях не было, что всю эту игрушечную красоту мне вскоре придется взрывать, обстреливать, бомбить.
Поначалу было ощущение, что война застала всех в растерянности. В том же Чкалове перепробовал несколько типов самолетов. Воевать на них было небезопасно - эти «деревяшки» немцы сотнями уничтожали в сорок первом. Так было до тех пор, пока не появились Ил-2. Да и на них толком полетать не получилось - несколько часов по кругу и один раз бомбу учебную сбросил. Тем не менее, маленькую звездочку младшего лейтенанта мне «прилепили» и вперед, под Киев.
Был уже декабрь 1943 года. Летим в паре, я - ведомый. Линия фронта видна как на ладони. И вдруг, словно фейерверк, справа и слева разрывы и трассирующие следы от немецких эрликонов, это спаренная многоствольная зенитная установка. Страх берет. Слышу в наушниках: «Зайцев, не прижимайся!». Глядь - а я уже под самым боком у командирского Ила. А нарушать дистанцию в боевом вылете - смерти подобно: можно при пикировании угодить под огонь или бомбы напарника. В общем, отстрелялись по целям и назад. И чувствую, как от сердца отлегло напряжение. Приземлились. А на аэродроме при разборе полета от командира получил по полной программе: «Какого рожна прижимался? Я тебе не девушка - жить надоело? Не бей по моей цели - сам выбирай! Никогда не спеши, думай, когда атакуешь!». И так далее...
Тактику бомбометания мы переняли у немцев, когда они еще до войны для учебы использовали один из наших полигонов под Липецком. Командовал тогда подготовкой летчиков «люфтваффе» сам Геринг. При атаке необходимо, чтобы одновременно и цель, которую собираешься расстрелять, и приборная доска, и обзор по обе стороны кабины были видны всё время. Это очень сложно при пикировании. Вначале выбираешь объект обстрела, пропускаешь его, делаешь полупереворот и только тогда, под углом 45 градусов, наносишь удар. И сразу же уходишь, иначе пострадаешь при взрыве. Тем более что для точности жмешь на кнопку бомбометания, снижаясь порой до пятидесяти метров от земли. Этот прием мы хорошо опробовали, особенно в Карпатах, когда в сложнейших условиях тумана били по немецкой технике, передвигавшейся по горным дорогам.
Особенно памятна одна из операций в Чехословакии. Как-то в разведывательном полёте вижу пару десятков огромных немецких фур. По возвращении докладываю об этом в штаб. Получаю приказ: «Уничтожить!». Подлетаю к цели и метров с семидесяти все четыре «ящика» бомб в тонну весом вниз как ухну! Ситуация, очень похожая на ту, которую много лет спустя я увидел в фильме «Освобождение». Там после подобной картинки немецкий генерал Шермер докладывает фюреру: «Ставки больше нет. Она уничтожена». А мы как раз в тех местах его группировку преследовали.
Самое тяжелое на фронте - терять боевых друзей. Чаще всех погибали стрелки. Они в отличие от пилота находились в незащищенном отсеке позади командира самолета. Конечно же, гибли и пилоты. Судьба многих до сих пор неизвестна.
Где ты их в лесистых горах разыщешь? Кого находили - прощались, как положено, с почестями. А многие еще ждут, когда же их примет земля-матушка. Я и сам много раз мог погибнуть. Помню, как-то заходим «с круга» на цель - с напарником получился разрыв в дистанции. Гляжу, а «фокеры» его уже прижимают. Даю очередь - один фриц горит. И вдруг в меня с левой стороны второй немец со всех пушек как вмажет! Звон по броне, словно удар в пустую металлическую бочку. Повезло - пули срикошетили о кабину из-за небольшого угла наклона машины. А в другом бою мне немец систему водяного охлаждения пробил. Садиться пришлось почти вслепую - пар в кабине, хорошо, что к своим сел. Остаться живым на войне - это в большей степени мастерство, чем удача.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Личное дело
Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984